()

Проплывая мимо важных брёвен
Я позволил себе заметить:
- И топоры умеют плавать...

youtube1.jpgvk.pnglj.png
(2007) Проповедь и рок-культура

Случайно наткнулся на дискуссию на тему проповеди на рок-концертах. Весьма своевременная тема. Сам занимаюсь рок-музыкой в течение пятнадцати лет и всегда использовал возможность обращения к публике именно с целью пробудить интерес к богопознанию, к размышлениям о смысле и цели жизни человеческой. Музыка была далеко не классическая – сибирский панк-рок, но содержание превалировало над формой, и тем, кто слушал песни, был важен их смысл, а не то, какие ноты при этом были сыграны. Являюсь воцерковлённым, но противником того, чтобы у нас в стране появился «православный рок» по типу протестантского. Православными должны быть мы и доносить идеи православия до слушателя. Когда начинают писать о рок-музыке люди несведущие, не видящие ничего, кроме непонятной им формы исполнения, это вызывает лишь досаду. Русский рок и, в частности, сибирский панк – явления достаточно самобытные и требующие пристального анализа компетентного богослова. Таковым, вне всяких сомнений, считаю диакона Андрея Кураева, хотя не идеализирую его. К примеру, мало кто знает, что ещё до того, как был крещён Константин Кинчев, уже была рок-группа, которая исполняла песни, православные по своей сути, где поднимались вопросы о Боге, о Вере, о Царе-мученике. Это – группа из Тюмени «Инструкция по выживанию». И я лично знаю много примеров, когда благодаря песням этой группы молодые люди впервые переступали порог Церкви. Сегодня среди них есть и священнослужители. И ещё хочется сказать, что от Церкви мы ждём, прежде всего, понимания и поддержки, но не надо спешить туда, где вас не поймут. Позвольте это сделать людям, которые знают этот язык и знают, как и что нужно говорить, чтобы услышали не только нас, но и вас. Просим ваших молитв о нас, грешных.

P.S. Так уж совпало, что 24 декабря нас пригласили в кафедральный собор Новосибирска (к семинаристам) на слушание доклада и участие в дискуссии на эту же тему: «Рок и Православие». Пригласили меня и Олега Судакова (Манагера) из группы «Родина». Не знаю, насколько Вы осведомлены о том, что в рок-музыке Православие не ограничено Кинчевым и Шевчуком, но когда читаешь статьи в газетах и журналах, создаётся впечатление, что это лишь часть непонятного нам пиар-хода, чтобы заработать дополнительные очки в глазах общественности. Мы говорили о Христе и о Церкви ещё тогда, когда «Алиса» и «ДДТ» были озабочены совсем другими вещами. Но мы следим и за их духовным взрослением, хотя по возрасту они и старше нас, да и известнее, но не стоит забывать и о тех, кто начинал об этом говорить со сцены. Возможно, мы излишне горячи, позволяем себе критиковать теплохладных поборников церковного формализма, но то, что мы всегда говорим искренне и от всего сердца, - это факт. Мы дистанцируемся от групп типа «Звери», «Би-2», всевозможных королей и шутов современной эстрады. Да и за рок это не считаем. Рок для нас – это судьба, та, которая у нас есть, но милостию Божией мы сами можем её изменить. И наши песни – они выстраданные, пережитые, пропитанные кровью наших сердец. Что трудно сказать, глядя на то, какой рок нам преподносит «голубой экран». А ведь и о нас в Церкви судят по тому, что видят по ТВ. Почему Церковь решительно не призывает свою паству не смотреть ТВ – это ещё один наболевший вопрос. И хотелось ещё рассказать вот о чём: мне довелось побывать в Санкт-Петербурге на первом концерте «Рок к небу» (2003). Мы с женой приехали в СПб на несколько дней, посетили часовенку блаженной Ксении, святого Иоанна Кронштадского, лавру Александра Невского и случайно наткнулись на афиши. Тогдашний тур-менеджер «Аквариума» был мой знакомый, и он провёл нас на концерт. Удивительно было увидеть там диакона Андрея Кураева: кто-то слушал его проникновенную проповедь, кто-то выходил из зала пить пиво. В целом было ощущение того, что вот наконец-то Церковь пришла и сюда. Ведь каждого из нас призывал Христос к благовествованию. В общем, зёрна были брошены. Мы уехали, я списался со своим питерским знакомым, и он сказал, что это только начало, подобные фестивали теперь будут проходить снова и снова, и скептически заметил, что, возможно, вскоре появится термин «православный сатанизм». То есть, Церковь, не разобравшись внимательно в сути вопроса, не проанализировав хорошенько ситуацию, даёт повод бросить в свой огород ещё один камень, устраивая подобные фестивали, куда могут хлынуть люди вовсе не воцерковлённые и тем самым дискредитировать эту, в общем-то хорошую, идею. Вот почему мне кажется, что фестивали проходить должны, но выступающие должны получать благословение, может быть, даже и у епископа. Но если этих музыкантов не знают в Церкви, ни один приходской священник их не опознает, могут ли они выступать под эгидой Церкви? Это самый больной вопрос. «Ахилессова пята» «православных рок-фестивалей»… Не скатиться бы к протестантизму. Материалы, которые я прислал, конечно же, можете использовать по своему разумению. Если будут вопросы, всегда рад буду их разрешить.

Александр Редут,
группа «Теология Освобождения»
(г. Новосибирск)

http://www.pravoslavie.ru/polemika/5761.htm